Московский государственный областной университет

1931 - 2021
90 лет МГОУ

Обращение ректора МГОУ

2021 год – особая веха в истории Университета, год нашего 90-летия! Сегодня Московский государственный областной университет – это мощный научно-образовательный центр, успешно решающий задачи в сфере подготовки кадров, реализации инновационных проектов, социального развития Московской области и России. Столь солидный для вуза юбилей – это не только повод для чествования ветеранов педагогического труда, прославивших отечественное образование и науку, позиционирования заслуг коллектива, но и новый период развития Университета, который должен смотреть в будущее.
Научные традиции Университета формировались выдающимися учеными и педагогами российского и мирового масштаба. В настоящее время более 20 научных школ реализуют проекты по приоритетным направлениям научно-технологического развития страны. Во все периоды существования Университета особое внимание уделялось организации воспитательной работы на научной основе, прежде всего патриотическому воспитанию молодежи. Наш Университет сегодня – это более 11 тысяч обучающихся, свыше 2000 работников, научно-образовательные центры в наукоградах Подмосковья. И это хорошие стартовые позиции для ярких проектов.
По данным RAEX, Университет входит в ТОП-100 ведущих вузов страны. Наш коллектив ставит амбициозные задачи по вхождению в международные предметные рейтинги, а для этого нам необходима перезагрузка образовательной деятельности с использованием современных технологий, важно организовать научные исследования в фарватере мирового научного знания.
Уверена, что мы совместно решим поставленные задачи, направленные на процветание родного Московского государственного областного университета!

Обращаясь в прошлое

🡐🡒

В местности, где сейчас находится историческое здание Московского государственного областного университета, в XVII веке была Немецкая слобода. В ней жили выходцы из Западной Европы, часто бывал Петр I. В начале XVIII в. здесь был построен Слободской дом князя И.Ф. Ромодановского, а в 1744 г. владение перешло к Никите Демидову, владельцу горнозаводской империи на Урале.

• Демидовская усадьба.
Никита Демидов был просвещенным человеком: он собрал богатую коллекцию произведений искусства и огромную библиотеку, которые располагались в его усадьбе в районе реки Яуза. Современное здание Демидовской усадьбы — это одноэтажный представительный дворец, фасадом обращённый к Дворцовой улице (ныне – улица Радио). В 1825 г. Николай Никитич Демидов пожертвовал усадьбу на Яузе для дома трудолюбия, основанного по инициативе княгини Татьяны Васильевны голицыной. Её поддержала императрица Елизавета Алексеевна, распорядившаяся выделять ежегодные суммы на его содержание. Воспитанницы проходили обучение Закону Божию, русскому, французскому и немецкому языкам, математике, истории, географии, музыке, пению, танцам, учились «женским рукоделиям».

• Елизаветинский институт, в дальнейшем Дом трудолюбия, существовал на благотворительные пожертвования частных лиц. В институт принимали в возрасте от 7 до 11 лет и выпускали в 20. Пансионерками могли поступать дочери бедных дворян и классных чиновников. После окончания курса таким ученицам без экзаменов выдавался аттестат домашней наставницы. В 1847 году в память об императрице Елизавете Алексеевне Дом трудолюбия был переименован в Елизаветинский институт. После революции здесь создали школу имени А.Н. Радищева.

• Педтехникум имени Профинтерна.
Предшественником современного университета является Московский областной педагогический техникум имени Профинтерна (создан в 1923 г.). Он готовил учителей русского языка, литературы и математики для семилетней школы. Педтехникум имени Профинтерна состоял из четырех отделений: школьное, дошкольное, политико-просветительское и – подготовки преподавательского труда. В нем преподавали известные ученые: основоположник звукового аналитического метода педагогики П.О. Афанасьев, толстововед В.А. Вейкшан, Е.Н. Медынский и другие. На фото Павел Николаевич Шимбирев (1883—1960), директор Педтехникума имени Профинтерна.

• Становление Московского областного педагогического института 1931—1941 гг.
1 июня 1931 г. решением Президиума Мособлисполкома Педтехникум имени Профинтерна преобразован в Московский областной индустриально-педагогический институт, впоследствии – Московский областной педагогический институт (МОПИ). Это решение приняли в связи с необходимостью обеспечения Московской области педагогическими кадрами на новом уровне.

• Образование Московского областного педагогического института.
Первым директором института стал Афанасий Васильевич Шульгин. На момент учреждения в Московском областном индустриально-педагогическом институте существовало три факультета (отделения): общественно-литературный, физико-математический и химико-технологический. На фото М.И. Светлолобов, первый комсорг МОПИ, 1930г.

На второй учебный год в институте были созданы еще три факультета: географический, исторический (одним из первых в стране) и экономический, а в 1933 г. — естественный (биологический). На фото Группа «а» II курса литературного факультета МОПИ. Первый ряд слева направо (сидят): Анна Сергеева, Анна Мирзон, Василий Хомяков, Ольга Белинская, Наталья (фамилия неизвестна); второй ряд слева направо: Иван (староста), далее фамилия не установлена, профессор Иван Григорьевич Голанов, профессор Татулов, Леонид Ципурский, Шура (фамилия неизвестна); третий ряд слева направо: Серафима Величко, Таисия Фурсенко, Мария Шаронова, Антонина Пашацкая, Александр Хорев, Анна Маликова, Михаил Пархоменко, Клавдия Воронкова, Василий Шепелев, фамилии двух крайних девушек неизвестны. 1933 г.

• МОПИ в 1931—1935 гг.
Образование в МОПИ осуществлялось в очной и заочной формах. Требовалось подготовить учителей без отрыва от производства. В 1935 г. были организованы подготовительные курсы. На фото Антонина Аркадьевна Саврасова, директор МОПИ в середине 1930-х гг., Юлия Андреевна Лицит (Земскова), обладательница диплома № 1 в 1935 г.

Первый выпуск физического факультета. 1935 г.

• Институт в 1936—1941 гг.
Высокий уровень профессорско-преподавательского состава обеспечивал подготовку в Московском областном педагогическом институте не только будущих учителей, но и ученых. На фото один из довоенных выпусков исторического факультета. Аспирантура сразу по многим направлениям была открыта в 1939 г. Это позволило Московскому областному педагогическому институту готовить докторов и кандидатов наук по разным специальностям.

• Испытание войной 1941—1945 гг.
Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием для Московского областного педагогического института. Многие преподаватели и студенты ушли на фронт. В октябре 1941 г. МОПИ был эвакуирован в город Малмыж (Кировская область) и в трудных условиях продолжил работу. В 1943 г. началось постепенное возвращение МОПИ в Москву. Требовалось срочно подготовить учителей для восстановления школ.

• МОПИ в 1941—1943 гг.
С началом войны многие преподаватели и студенты МОПИ ушли на фронт. Не все из них вернулись с войны. Современное поколение преподавателей и обучающихся МГОУ чтят их память. В здании университета находится памятная доска с именами погибших героев. На фото Антонина Васильевна Мамонтова, директор МОПИ в 1944—1946 гг.

В 1943 г. в МОПИ действовали 5 факультетов и 20 кафедр. В институте обучались 567 студентов, работали 42 профессора, 62 доцента, 21 преподаватель и ассистент. В том же году началось возвращение института из эвакуации в Москву. С 1944 г. возобновилась работа аспирантуры. На фото преподаватели и студенты исторического факультета. 1944 г. Сидят во втором ряду слева направо: два неизвестных, профессор И.А. Козаченко, профессор А.З. Манфред, профессор Я.Н. Надеждин (в 1943–1944 гг. – директор МОПИ), старший преподаватель Р.Г. Лепешева, декан литературного факультета Л.Н. Фоменко, профессор У.Р. Фохт.

• Институт в послевоенный период 1945-1951 гг.
В 1943 году началось возвращение МОПИ из эвакуации. Первоначально вуз находился в здании по Новокирочному переулку, 4, но оно не было приспособлено под учебный процесс. В 1947 г. МОПИ, наконец, разместился по адресу: улица Радио, дом 10а. Здесь началась новая эпоха в истории Московского областного педагогического института. 1945—1951 гг.

• МОПИ в 1945—1947 гг.
В победном 1945 году Московский областной педагогический институт, как и вся страна, возвращался к мирной жизни. В вузе обучались 814 студентов на дневном и 1700 — на заочном отделении. Преобладание студентов-заочников объяснялось спецификой восстановительного периода. На фото выпускник МОПИ, историк Б.С. Итенберг с учениками. Вторая половина 1940-х гг. В 1946 г. был создан первый в стране физкультурный факультет в педагогических вузах. Расширение международных контактов после войны сделало актуальным открытие в том же году факультета иностранных языков. С 1947 года ведет начало формирование психологического направления в МОПИ.

• МОПИ на улице Радио, 10а, 1947—1951 гг.
Решение о передаче в ведение МОПИ комплекса зданий по улице Радио, 10а было принято Советом Министров СССР от 11 сентября 1947 г. С этого времени начинается активизация учебного процесса и научной деятельности института. На фото студенты III курса литфака МОПИ – участники кружка советской литературы. Москва, улица Радио, 10а, 1950 г. из домашнего архива Л.Г. Ленюшкиной.

Свидетельством успешного развития вуза стало увеличение числа студентов. В 1950/1951 г. их было уже 6394 человека. Возродилась практика археологических экспедиций, начались полевые исследования лингвистов, у станции Крюково (Подмосковье) была создана биостанция. На фото I курс литфака МОПИ в главном корпусе на улице Радио, 10а. Первый ряд слева направо: Аира (фамилию установить не удалось), Галина Белоцкая, Алла Капитонова, неизвестная, Лидия Кокорева, неизвестная. Москва, 17 сентября 1949 г. из домашнего архива Л.Г. Ленюшкиной.

На фото распоряжение Исполкома Красногвардейского районного совета депутатов трудящихся г. Москвы о передаче МОПИ здания по адресу: ул. Радио, 10а. 31 мая 1948 г.

• Достижения вуза в послевоенный период.
Увеличение числа студентов привело к активному кафедральному строительству в вузе. С 1947 г. по 1950 г. в Московском областном педагогическом институте были учреждены новые кафедры: физического воспитания и спорта – общеинститутская; всеобщей литературы, методики русского языка и литературы, истории средних веков, методики истории, теоретической физики, общей физики, методики естествознания, советской литературы, английского языка, немецкого языка, методики математики и физики, французского языка. На фото студенты литфака МОПИ на первой педагогической практике в «Пушкинской» школе № 353 г. Москвы. Сидят за столом (слева направо): Вера Александровна Альховская, Лидия Игнатьевна Дашко, Таисия Николаевна Андреева, Татьяна А. Турсенева, Т. Стригунова, Нина Пономарева, Юлия Кузнецова, Кира Гаврилова. Стоят (слева направо): Лидия Кокорева, Ада Мурзина, Ида Плоткина, Лия Пукевич (?), Инна Петухова, Анатолий Микешин, Елена Архипова, Т. Биржишко (?), Елена Степанова, Нина Шилкина, Валентина Капранова, Анна Артюхина. Москва, 19 марта 1951 г. Из домашнего архива Л.Г. Ленюшкиной.
С сентября 1947 г. к Институту была прикреплена мужская школа № 352, находившаяся по адресу: улица Фридриха Энгельса, дом 21. Школа использовалась как базовая для прохождения практики.

• МОПИ имени Н.К. Крупской: развитие и новые рубежи 1952—1961 гг.
Период «оттепели» оставил свой яркий след и в истории МОПИ. Тогда в институт пришло поколение, пытавшееся эмоционально выразить новые общественные реалии в литературе. Уже в студенческие годы начали свою литературную деятельность Владимир Войнович, Георгий Полонский, Олег Чухонцев, Камил Икрамов, Игорь Дуэль. Важным знаком новой эпохи стало присвоение институту в 1957 г. имени Надежды Константиновны Крупской.

• Новая эпоха в истории МОПИ.
Вторая половина 1950-х гг. была временем масштабных реорганизаций в МОПИ. В это время ликвидируются одни подразделения и создаются новые. В эти годы созданы индустриально-педагогический факультет, кафедры основ сельского хозяйства, основ производства, машиноведения, технологий. На фото профессор У.Р. Фохт с выпускницами факультета русского языка и литературы. 1950-е гг., Григорий Васильевич Стороженко, ректор МОПИ в 1953—1955 гг.

• Развитие вуза в 1950-е годы.
Стремительный научно-технический прогресс повышал значение высшего образования в подготовке кадров. В этот период МОПИ развивался в соответствии с общей высокой динамикой развития страны. Рос студенческий контингент, соответственно, увеличивалась и численность профессорско-преподавательского состава. На фото Выпуск литературного факультета МОПИ 1954 г. – отделение логики и психологии. Студенты и члены госкомиссии: первый нижний ряд (слева направо): Неля Морозова, Полина Ивановна, У.Р. Фохт, С.М. Кардашевский, Н.А. Трифонов, Инна Павлова, Нина Клемешова; второй ряд (слева направо): Нина Макушенко, Нонна Рукина, Наташа Михайлова, Тамара Каткова, Тоня Ермолаева, Тамара Маслова, Люба Богатова, Шура Теплякова, Саша Карасев; третий ряд (слева направо): Зоя Белякова, Шура Кратенко, Рита Кривицкая, Валя Киреенкова, Аля Резникова, Надя Дубкова, Лиля Бахметьева.

В 1951 г. в вузе учились 6394 студента, в 1963 г. – 7000 студентов, по данным на 1956 г., в Московском областном педагогическом институте было 39 кафедр. Одновременно с этим улучшалась материально-техническая обеспеченность учебного процесса. На фото Матвей Петрович Сазонов, директор МОПИ в 1955—1960 гг.

• Московский областной педагогический институт в 1957—1961 гг.
В 1957 году МОПИ было присвоено имя Надежды Константиновны Крупской. Она имела прямое отношение к истории вуза: способствовала преобразованию Техникума имени Профинтерна в педагогический институт, а затем посещала МОПИ. На фото в послевоенные годы в МОПИ начала работать Надежда Алексеевна Евтеева: историк, проректор, в дальнейшем председатель совета ветеранов, посвятившая вузу шесть десятилетий. 2020 г.

В конце 1950 — начале 1960-х гг. развитие вуза продолжилось. В 1961 году вступил в строй новый пятиэтажный учебный корпус, возведенный рядом с главным зданием. В 1962 году в Бабушкинском районе Москвы институт получил здание под студенческое общежитие. Там же в следующем году был выстроен дом для профессорско-преподавательского состава. На фото слева направо: директор МОПИ М.П. Сазонов; доктор, профессор Б.Б. Кудрявцев; доцент, секретарь партбюро З.И. Авдусь. 1957 г.

На фото Серафима Федоровна Шилова, физик, выпускница МОПИ 1947 года, преподаватель с 1952 г., ветеран МГОУ. 2021 г.

• Успехи и достижения МОПИ 1962—1971 гг.
В 1960-е годы поступательное развитие Московского областного педагогического института продолжилось. Увеличивалось число студентов и преподавателей, развивались методические и научные структуры института, вводились в строй новые учебные корпуса и жилая инфраструктура. К своему сорокалетнему юбилею в 1971 году МОПИ подходил со значимыми достижениями.

• Педагогическая и научная деятельность МОПИ в 1960-е гг.
В 1963 году контингент студентов Московского областного педагогического института составлял 7000 человек, а в 1971 году – уже 10 857 человек. В отчетных документах на сорокалетие вуза говорилось, что за время его существования было подготовлено свыше 40 тысяч специалистов. На фото первый курс исторического факультета. 1964 г., Библиотека МОПИ.

Из учебных достижений этого периода особо значимым стало открытие в 1969 году в МОПИ факультета повышения квалификации. На фото Семинар по проективной геометрии и номографии. Руководитель – профессор А.А. Глаголев (в центре). 1964 г.

На фото автореферат докторской диссертации Н.А. Кондрашова «Возникновение и начальный этап развития словацкого литературного языка», защищенной в МОПИ в 1968 г.

• Встречи в Московском областном педагогическом институте.
В 1960-е годы Московский областной педагогический институт неоднократно принимал в своих стенах знаменитых людей советской страны. На фото Герман Титов со студентками МОПИ.

Широкий ажиотаж вызывал приезд в институт первых советских космонавтов. Здесь бывали Герман Титов и Андриян Николаев. Организовывались в разные годы встречи с известными артистами: Верой Марецкой, Николаем Крючковым, Иваном Козловским, Ростиславом Пляттом. Приезжали крупные писатели и поэты: Леонид Леонов, Константин Симонов, начинавший в те годы Евгений Евтушенко. На фото встреча с писателем Леонидом Леоновым.

• Новые площади для развития МОПИ. 1960-е гг.
Укрепление авторитета и значения вуза, рост числа студентов и увеличение научно-технической базы привели к тому, что в январе 1966 г. Совет Министров СССР принял решение о строительстве для МОПИ в городе Мытищи нового учебного корпуса площадью 12 тысяч квадратных метров. Было решено также построить лабораторный корпус, общежитие и квартирный жилой дом для профессорско-преподавательского состава.
В 1969 году МОПИ была передана база бывшей Акатовской школы-интернатa Ленинского района Московской области с жилым фондом и земельным участком в 37,2 га. Здесь в дальнейшем были созданы вторая институтская агробиологическая станция, физкультурный комплекс и студенческий профилакторий. На фото профессор И.К. Андронов с участниками научно-практической конференции.

На фото новый корпус МОПИ в Мытищах, студенты МОПИ на археологических раскопках в Подмосковье. 1965 г.

• Спортивные достижения МОПИ.
Физкультурный факультет был открыт в МОПИ в 1946 году и стал первым среди нефизкультурных вузов страны. Первоначально здесь было четыре кафедры (гимнастики, спорта, игр, теории физвоспитания), затем их число увеличилось. На фото Валерий Кердемелиди, выпускник МОПИ 1960 г., один из сильнейших гимнастов 1960-х гг.

В МОПИ занимались целенаправленным воспитанием не только учителей физической культуры, но также спортсменов. Эта работа велась на высоком научном уровне. На фото студенты МОПИ на зимних спортивных занятиях.

Факультет физической культуры МОПИ/МПУ/МГОУ славится своими выдающимися выпускниками. Среди них многие олимпийские чемпионы и чемпионы мира, популярнейшие спортсмены страны разных лет по различным видам спорта. На фото Александр Рагулин и Виталий Давыдов, выдающиеся хоккеисты 1960-х гг., олимпийские чемпионы, чемпионы СССР, Европы и мира, Виталий Давыдов, выпускник МОПИ 1965 г., один из лучших защитников мира в хоккее с шайбой.

• МОПИ как лидер педагогического образования 1972-1981 гг.
1970-е годы стали для Института очередным важным этапом развития. В связи со своим сорокалетием МОПИ имени Н.К. Крупской в 1971 году получил статус головного института, что дало ему право на самостоятельное издание научной и учебной литературы. Продолжало увеличиваться число студентов и преподавателей, совершенствовались научно-методическое обеспечение образовательного процесса и материально-техническая база института.

• МОПИ в 1970-е годы.
В 1974 году МОПИ возглавил Николай Александрович Сераев, выпускник факультета географии. До этого он в течение десяти лет работал в должности проректора. Пятнадцать лет проработал Сераев в качестве ректора МОПИ, установив своеобразный рекорд по продолжительности руководства вузом. На фото выпускники исторического факультета МОПИ. 1968 г.

На фото Николай Александрович Сераев, ректор МОПИ в 1974—1990 гг.

В эти годы было завершено строительство учебного корпуса и общежития в Мытищах. Ряд факультетов были переведены по новому адресу. Научные успехи института дали право на открытие в нем докторантуры в 1978 году.
В 1970-е годы вуз устойчиво развивался. Расширялся лабораторный фонд института, разрабатывались новые методические и научные направления. На фото посвящение в студенты. 1970 г.

• Учеба и не только…
Московский областной педагогический институт жил полноценной и разнообразной жизнью. Помимо учебы студентов увлекала общественная жизнь и деятельность, во время педагогических практик появлялась возможность получить навыки будущей профессии.
Были налажены международные связи вуза. Тесное взаимодействие установилось между комсомольской организацией МОПИ и Союзом свободной немецкой молодежи Педагогического института города Галле (ГДР). С польскими и чехословацкими вузами был налажен обмен преподавателями и студентами.
Особой популярностью среди студентов-историков пользовалась археологическая практика. Ее вела легендарная Екатерина Алексеевна Черкасова, славившаяся своей требовательностью. Студенты работали на археологических раскопках в Керчи, Феодосии, Херсонесе. На фото студенты МОПИ в интернациональном туристическом лагере в Галле (ГДР), открытие интернационального туристического лагеря в Галле (ГДР). 1979 г.

• 50-летие вуза.
В 1981 году отмечался 50-летний юбилей Московского областного педагогического института. Торжественное заседание по этому поводу состоялось в Колонном зале Дома Союзов. На фото торжественное заседание в честь 50-летия МОПИ в Колонном зале Дома Союзов. Выступает ректор МОПИ Н.А. Сераев.

За достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования и в ознаменование пятидесятилетнего юбилея Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Указ о награждении подписал 25 июня 1981 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев. На фото Памятный знак к 50-летнему юбилею МОПИ, Орден Трудового Красного Знамени. Присвоен МОПИ согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1981 г.

На фото Торжественное заседание в честь 50-летия МОПИ в Колонном Зале Дома Союзов.

• Движение к Педагогическому университету 1982—1991 гг.
В первой половине 1980-х годов развитие института осуществлялось постепенно, по ранее заложенным направлениям и в существующих традициях. Начавшаяся перестройка привела к серьезным структурным изменениям, которые также затронули областной педагогический институт. Стратегический характер имело присвоение МОПИ статуса университета. В связи с шестидесятилетием 22 ноября 1991 года он был преобразован в Московский педагогический университет (МПУ). Это достижение стало результатом всего предыдущего исторического пути института.

• МОПИ в первой половине 1980-х гг.
В первой половине 1980-х гг. поступательное развитие МОПИ продолжалось. После Олимпиады-80 активизировались международные связи вуза. В 1981 г. здесь началось обучение по специальности «Учитель новогреческого языка». На фото Сборная команда МОПИ по художественной гимнастике. 1983 г.

Расширялись контакты с вузами, студентами и общественными организациями ЧССР, ГДР и ПНР. В институте сохранялась высокая планка научных достижений. МОПИ активно двигался вперед. На фото студенты истфака в пионерском лагере имени Фрунзе. Пионерская линейка. Осташево. Лето 1985 г., студенческий отряд вожатых истфака. Пионерский лагерь имени Фрунзе. Осташево. Лето 1985 г.

• Награды МОПИ.
Достижения МОПИ в воспитании новых поколений учителей, подготовке выдающихся спортсменов, общественной и социальной работе были отмечены на высшем уровне. В 1982 и 1983 годах институт дважды был удостоен переходящего трудового красного знамени за победу в социалистическом соревновании по выполнению планов экономического и социального развития. На фото почетная грамота Министерства Просвещения РСФСР коллективу МОПИ – победителю Всероссийского конкурса на лучшую организацию условий труда, быта и отдыха студентов педагогических институтов за 1985 г.

На фото фрагмент Трудового Красного Знамени. Музей истории МГОУ.

На фото свидетельство о занесении МОПИ в областную Книгу почета. 1982 г.

Ныне эти реликвии хранятся в музее истории МГОУ. В 1980-е годы правительственными наградами и поощрениями были награждены также многие преподаватели и сотрудники Московского областного пединститута. На фото вручение государственных наград преподавателям МОПИ в Георгиевском зале Московского Кремля. Сидят слева направо: А.Ф. Дружинина, Н.М. Васильева, К.А. Гусева, Д.М. Забродин, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Г.П. Георгадзе, Г.Н. Фирсанова, Л.П. Дегтярева. Стоят: второй слева Б.С. Рябушкин, Н.И. Кошкин, Г.Д. Маслова, А.С. Городилов, Ф.А. Косов, сотрудник Министерства Просвещения, Е.А. Кургинян. 1981 г.

• МОПИ в годы перестройки. 1986—1991 гг.
С началом перестройки новые веяния коснулись и МОПИ. В институте происходили дискуссии по актуальным политическим и историческим темам.

Преобразования напрямую коснулись вуза: 22 ноября 1991 года Московский областной педагогический институт был преобразован в Московский педагогический университет. На фото 60-летие МОПИ. 1991 г.

На фото заседание Международной академии информатизации с участием ректора Н.А. Сераева и проректора Н.А. Хроменкова, кафедра информатики и вычислительной техники индустриально-педагогического факультета МОПИ имени Н.К. Крупской во главе с заведующим, профессором Я.А. Ваграменко. 1980-е гг.

• Университет в 1990-е годы. 1992—2001 гг.
Университет сделал важные шаги в развитии: в 1990-е годы открылись юридический и экономический факультеты, факультет ИЗО и народных ремесел, факультет психологии и дефектологии, факультет военного обучения (на основе военной кафедры, существовавшей с 1988 г.). В этот период сложился современный облик университета.

Преобразования 1990-х годов потребовали от руководства вуза новых подходов. Тяжесть переходного периода легла на плечи ректора Николая Александровича Хроменкова, возглавлявшего университет с 1990 по 1998 г. На фото первые академики Международной академии информатизации. Первый ряд (слева направо): профессора В.И. Журавлев, Л.Л. Нелюбин, Ю.И. Яламов, Н.А. Хроменков, Г.Л. Луканин, Ю.Д. Железняк. Второй ряд (слева направо): профессора И.Н. Антипов, В.П. Симонов, З.К. Шнекендорф, С.П. Плеханов, О.В. Дашкевич, Э.И. Королев).

На фото Заседание отделения Международной академии информатизации. Ведет ректор МПУ Н.А. Хроменков. 1996 г.

Николай Александрович Хроменков, ректор МПУ в 1990—1998 гг.

В это время вуз не только выжил, но и продолжил свое развитие. Преобразование в университет позволило открыть набор по новым специальностям, добиться увеличения финансирования. Появление новых специальностей повлекло за собой создание соответствующих факультетов и кафедр. На первом фото значок, свидетельствующий об окончании вуза. На втором фото Надежда Алексеевна Евтеева (1925–2020), ветеран МГОУ, доцент, проректор, председатель Совета ветеранов МГОУ.

Ректор МПУ Н.А. Хроменков (в центре справа), посол Кипра П. Кирьякидис (в центре слева) и студенты новогреческого отделения лингвистического факультета. 1997 г.

• Создание геолого-минералогического музея.
Ярким примером развития Московского педагогического университета в 1990-е годы стало создание геолого-минералогического музея в Перловском корпусе (Мытищи, улица Веры Волошиной, 24). Основу музея составили коллекции, собранные преподавателями и студентами географо-экологического факультета.
На фото Валентин Иванович Зубов, профессор, к.г.-м.н., декан географо-экологического факультета, заведующий кафедрой геологии и геоэкологии, 1997 г.)

Старший преподаватель кафедры геологии и геоэкологии ГЭФ Тимофеев Андрей Петрович на геологической практике со студентами II курса в с. Зеленая Слобода Московской области. 1997 г.

Большая роль в его создании принадлежала профессору В.И. Зубову. В музее находится более 6500 образцов минералов из 450 месторождений России и стран мира, около 2000 палеонтологических образцов и более 1000 образцов горных пород.

• Новые направления в деятельности университета.
В 1990-е годы открылось пять новых факультетов: юридический, экономический, ИЗО и народных ремесел, психологии и дефектологии, факультет военного обучения. На фото Валентин Муратов, заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион по спортивной гимнастике (1952, 1956 гг.), выступает с воспоминаниями на торжественном заседании в год 50-летия факультета физической культуры. 1996.

Создавались новые кафедры, открывались перспективные научные и педагогические направления. Так, в МПУ была создана кафедра политологии и права, которая заняла важную нишу в науке. Началась подготовка студентов по этой специальности. На фото выпускник факультета физической культуры по спортивной гимнастике Е. Шабаев, серебряный призер чемпионата Игр доброй воли 1994 г., чемпион Всемирной Универсиады 1995 г., чемпион России 1994 г., чемпион Кубка России 1995 г., бронзовый призер чемпионата мира в многоборье 1995 г.

Заседание совета вуза. Выборы ректора 24 сентября 1998 г., на которых был избран Б.С. Рябушкин.

• МГОУ – становление классического университета.
Важной исторической вехой стало переименование Московского педагогического университета в Московский государственный областной университет (2002 г.). Это решение свидетельствовало о приобретении вузом качественно нового облика. Отныне университет не ограничивался подготовкой педагогических кадров, а становился главным образовательным учреждением Подмосковного региона. Московская область обрела свой классический университет.

• Создание МГОУ.
12 апреля 2002 г. было издано постановление о переименовании МПУ в Московский государственный областной университет (МГОУ). Этим было положено начало современному классическому университету – многопрофильному научно-педагогическому центру, занимающему лидирующие позиции в Московской области. На фото награждение студентов МГОУ губернатором Московской области Б.В. Громовым.

В целях повышения качества управления были созданы надфакультетские структуры – институты: Институт экономики, управления и права, Институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Историко-филологический институт. На фото профессорско-преподавательский состав факультета технологии и предпринимательства.

Руководство МГОУ – проректор Г.Л. Луканкин (слева) и ректор Б.С. Рябушкин (справа).

• Развитие национальной художественной традиции.
Факультет изобразительного искусства и народных ремесел был создан в 1991 г. В разное время на факультете были открыты семь кафедр и сеть специализированных художественных мастерских. С самого начала деятельность факультета направлена на возрождение русской культуры и национальных художественных традиций.

Для МГОУ это направление всегда было характерно. Оно проявлялось в исследованиях преподавателями и студентами народной культуры, в деятельности ансамбля русской песни «Виноградие», образованного еще в 1968 г. на факультете русской филологии. На фото ансамбль русской песни «Виноградие».

Художественные работы студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел.

• Учебные будни первых лет МГОУ.
В статусе классического университета МГОУ продолжал развивать направления, заложенные в более ранний период, но уже на новом уровне. Наряду с гуманитарными и физическими науками большие успехи были достигнуты в области спорта.

Преподаватели и студенты биолого-химического факультета МГОУ на Международной биологической олимпиаде в Японии. 2010 г.

Факультет физической культуры МГОУ имеет хорошие спортивные традиции. Среди тех, кто окончил факультет, – олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы, призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, Всемирных универсиад. На фото знак за высокие спортивные достижения. Передан в музей факультета В.А. Масловым, тренером волейболистки Натальи Урядовой, которая являлась участницей этой олимпиады по пляжному волейболу.

Клюшка (сувенир) с автографами членов Сборной России по хоккею 1970-х гг). Мяч с автографами выпускников-футболистов Алексея и Антона Миранчуков.

Александр Шустов, студент 5 курса (2006 г.), мастер спорта международного класса по легкой атлетике (прыжки в высоту), чемпион России среди молодежи, чемпион России среди студентов, победитель Международных соревнований «Мемориал Братьев Знаменских», финалист чемпионата Европы среди молодежи, бронзовый призер Кубка России, победитель Кубка России, серебряный призер чемпионата России, чемпион XXIV Всемирной универсиады, чемпион Европы 2010 года, участник игр XXX Олимпиады.

События

🡐🡒
event
Выставка дипломных и творческих работ факультета ИЗО и НР

На выставке представлено 50 студенческих работ и 50 работ выпускников и преподавателей, среди них известные народные и заслуженные художники России...

event
Выставка архивных документов «Первые десятилетия вуза»

Ведущий научный сотрудник отдела публикации и использования документов ЦГАМО Владислав Глотов рассказал преподавателям и студентам...

event
Круглый стол «Лица МГОУ: Поршнев Борис Фёдорович»

Это одно из мероприятий научно-презентационной эстафеты «Лица МГОУ». Она посвящена выдающимся учёным и педагогам МОПИ – МПУ – МГОУ...

event
Круглый стол «Лица МГОУ: Н.Ф. Колесницкий»

24 марта в рамках научно-презентационной эстафеты «Лица МГОУ», посвящённой выдающимся учёным и педагогам МОПИ-МПУ–МГОУ, факультет истории, политологии и права...

event
Круглый стол «Лица МГОУ: Е.А. Кургинян»

Известный общественный деятель, президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Сергей Кургинян рассказал о своём отце...

event
VI Международный фестиваль науки

8 февраля 2021 года в День российской науки в Московском государственном областном университете открылся VI Международный фестиваль науки.

event
Выставка архивных документов «Обращаясь к истокам»

Один из экспонатов выставки – документ, датированный 1923 годом, – выписка из распоряжения от 13 ноября 1923 года...

event
IV Международная конференция «Китайская цивилизация в диалоге культур»

25 февраля в Институте лингвистики и межкультурной коммуникации нашего университета прошла IV Международная научно-практическая онлайн-конференция «Китайская цивилизация в диалоге культур».

event
Научно-практический семинар «Language in action»

24 февраля на лингвистическом факультете нашего университета прошёл Научно-практический семинар «Language in action», посвящённый памяти профессора Льва Нелюбина.

event
Церемония закрытия VI Международного фестиваля науки МГОУ

Итоги фестиваля подвёл проректор по научной работе Дмитрий Александрович Куликов. Фестиваль науки продолжался 2 недели. За это время было проведено более 50 научных...

event
Презентация «Выдающиеся выпускники и сотрудники географо-экологического факультета»

В докладах студенты и сотрудники факультета рассказали о первом декане факультета Иване Иванове – полярнике, исследователе Арктики, который не один год зимовал на Шпицбергене...

event
Всероссийская конференция «Современная наука и физико-математическое образование»

На конференции обсудили научно-методические проблемы глобальной интеграции современной науки и системы отечественного образования...

Имена МГОУ

Галерея знаменитых ученых и преподавателей
Галерея выпускников
Знаменитые спортсмены – выпускники
0

МГОУ: современное состояние и образ будущего

Современный МГОУ – это классический университет, активно развивающийся в цифровом столетии. Стратегия развития вуза определяется его способностью в полном объеме решать задачи университета XXI века, вырабатывать новые механизмы реагирования на запросы общества и оказывать влияние на формирование новых общественных потребностей, инициировать постановку и выполнение высокоинтеллектуальных научно-образовательных и прикладных проектов и задач.